Образовательная область «Ребёнок и природа»

Работа с воспитанниками по реализации задач образовательной области «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования

    Реализация задач данной образовательной области обеспечивается посредством организации разных видов детской деятельности. В специально организованной деятельности это как занятия по образовательной области «Ребёнок и природа», так и занятия по другим образовательным областям, куда включаются задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста. В нерегламентированной деятельности это экскурсии, прогулки, наблюдения, решение проблемных ситуаций и задач, задания и трудовые поручения, познавательные беседы, игры, чтение природоведческой литературы и мн. др.

     Для организации интересной мыслительной деятельности помогают нетрадиционные занятия: занятие-путешествие, занятие-сказка, занятие-викторина, занятие-игра, и т.д. На таких занятиях широко используются: блиц-опрос (предварительно повторяется материал, необходимый для изучения новой темы); проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») практическая работа и поисковая деятельность; игровые приемы.

   Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.

      Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Необходимо учить детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

  Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

     Реклама — это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например, ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я дятел, живу в лесу. У меня красивый клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет».

     Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание отводится здесь опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например, очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух, и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

  В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Игры "Пищевые цепочки водоёма", "С чем нельзя в лес ходить?», «Гимн природе» используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а для более младших воспитанников актуальными будут такие игры, как «Чудесный мешочек», «Чьи детки на ветке?», «Отгадай-ка» и мн.др.

Растения уголка природы 

2-ой младшей группы

Растения уголка природы 

средней группы

Растения уголка природы 

старшей группы