Советы дефектолога

Консультация для педагогов «Основные направления работы по профилактике дисграфии и ее преодолению у детей с ТНР»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Многие, из которых обусловлены нарушениями письма и чтения, поскольку письменная речь из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися, что в свою очередь препятствует полноценному усвоению школьной программы.  

         Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Поэтому расстройство письма носит системный характер, т.е. нарушается как целостный процесс. Специфические нарушения процесса письма называют – дисграфией. Для профилактики дисграфии необходима планомерная и последовательная логопедическая работа.

 Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений, целью которых, является уменьшение количества специфических ошибок, проявляющихся при дисграфии.

           Данный комплекс упражнений позволит  нам решать следующие задачи:

1) развитие зрительного восприятия;

2) развитие зрительного гнозиса;
3) уточнение и расширение объема зрительной памяти;
4) развитие зрительного анализа и синтеза;
5) формирование пространственного восприятия и представлений;
6) развитие фонематического анализа и синтеза;

7) развитие слогового анализа и синтеза;

8) развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста.

         

 

 

 

Комплекс упражнений по профилактике и

преодолению дисграфии

1.Упражнения на развитие зрительного восприятия

«Великан и гном»

Цель: развитие восприятия величины.

Инструкция: выберите для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика – маленьких предметов;

А)http://www.dobrieskazki.ru/skazki/raskraski-online_clip_gnom.jpghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/415/414127/414127_html_2368a1bb.pnghttp://www.coloring-pages-kids.com/coloring-pages/fantasy-medieval-coloring-pages/trolls-giants-coloring-pages/trolls-giants-coloring-pages-images/troll-giant-coloring-page-08.gif

Б) расставьте буквы по величине от самой низкой до самой высокой (проставь в квадратах справа от букв цифры от 1 до 4)

Изображение

 

«Буквенное лото»

Цель: развитие целостности восприятия.

Оборудование: полоски с буквами на каждого ребенка, карточка с буквой для ведущего.

Инструкция: найдите предложенную ведущим  букву у себя на карточке, если есть такая буква, то необходимо закрыть её кружочком. Игра заканчивается тогда, когда у ребенка будет закрыта вся полоска с буквами.

http://2.bp.blogspot.com/-aPPwqS4DEXc/TV4qXuL6ijI/AAAAAAAAGa8/1lZ11hD2Xxo/s1600/%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE+%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B0.jpghttp://2.bp.blogspot.com/-eGWPhPjeEAQ/TV4qcDZHXzI/AAAAAAAAGbA/4AjBZcvIcKc/s1600/%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE+%25D1%2581%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25B8+%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B8.jpg

 

«Мастерская»

Цель: развитие целостности восприятия.

Инструкция: «склейте» вазу-картинку, на которой изображены буквы, слоги, слова.

Изображение

 

«Чем отличается? Чем похожи?»

Цель: развитие избирательности восприятия.

Инструкция: расскажите, чем отличаются треугольник от квадрата, круг от овала и т.д.

А) http://900igr.net/datas/tsvet-i-forma/Figury-3.files/0003-003-Krug.jpghttp://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-04/1272245882_11870fa5bb63.jpg

Б) назовите пары букв, сходные по начертанию

ИзображениеИзображение

 

«Найди отличия»

Цель: развитие избирательности восприятия.

Оборудование: две сюжетные картинки с 10 отличиями.

Инструкция: найдите отличия в картинках.

 

«Забывчивый художник»

Цель: развитие зрительного восприятия и узнавания предметов.

Инструкция: дорисуйте «забытые» художником части предмета, буквы.

а)http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/415/414127/414127_html_m471f415b.png

Изображениеhttp://dohcolonoc.ru/images/Karamova/2.jpg

б) рассмотрите, и допиши буквы,  назови  их.

в) выделите предметные изображения (буквы), наложенные друг на друга

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/415/414127/414127_html_m89fb044.pngИзображениеИзображение

 

 

2.Упражнения на развитие зрительного гнозиса

«Конструирование букв»

Цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания.

А) Инструкция: сконструируйте буквы из палочек, бумаги, пластилина и т.д.

p44_clip_image037

 

Б) Инструкция: «Определите букву в неправильном положении»

Изображениеhttp://zdemrebenka.ru/uploads/images/gotov-li-vash-malysh-k-shkole-chast-2-korrekcija_11.jpg

 

«Корректурная проба"

Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы букв, развитие зрительной памяти.

Инструкция: в течение 3-5 минут в любом тексте (кроме газетного), необходимо зачеркнуть заданные буквы. Сначала одну букву, далее можно усложнить задание (например, букву "а" зачеркнуть, а букву "о" обвести).

Изображение

 

 

«Выложи буквы»

Цель: развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Инструкция: запомните буквы, и выложи их из кубиков.

Учим буквы играя с кубиками

Конечно, так можно выкладывать не все буквы, а только те, которые не содержат круглых или полукруглых элементов. Например: Е, Ё, Н, Г, Т, Ш, Ц, Щ, Ч, М, У, И.

 

«Прочитай цепочки букв»

Цель: развитие зрительного гнозиса.

Оборудование: карточки с цепочками букв, слогов, слов.

Инструкция: прочитайте цепочки букв, слогов, слов.

Изображение

 

«Прятки»

Цель: развитие зрительного восприятия и гнозиса.

Оборудование: карточки из цветного и белого картона одинакового размера, приблизительно 13х18 см. На карточках из белого картона напишите фломастерами крупные буквы. В карточках из цветного картона есть "окошки" разной формы (круглые, квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные): в каждой карточке по одному окошку. Окошки вырезать не посередине карточки, а смещая их немного вверх или вниз.

Инструкция: среди наложенных рисунков нужно найти и назвать все буквы

Игры для запоминания букв

Одну и ту же букву можно загадывать многократно, чередуя карточки с окошками или изменяя предъявляемый фрагмент в окошке (это легко сделать, переворачивая карточку с окошком "вверх ногами").

 

 

3.Упражнения на развитие  зрительной памяти

«Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного восприятия и расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Оборудование:  5 – 6 предметов или картинок с буквами

Инструкция: запомните их. После того, как логопед уберет незаметно один из предметов (букву). Ребенок должен его (её) назвать.

Изображение                       Изображение

 

«Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: 4 – 6 картинок, последовательно выложенных

Инструкция: запомните последовательность  расположения картинок. После того, как логопед незаметно поменяет их расположение, ребенок должен сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

А)http://www.maaam.ru/upload/blogs/249dc1724a73877b170045a21679e442.png.jpg   Б)   Изображение                                 Изображение

 

«Шалунишка»

Цель: развитие зрительного восприятия и гнозиса, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Инструкция: на доске логопед пишет (в зависимости от этапа коррекционной работы): линии, буквы, слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. Губка «Шалунишка» все стирает, задача ребенка успеть прочитать и записать себе в тетрадь, все то, что было написано.

 

"По порядку становись!"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Оборудование: образец с буквами.

Инструкция: разложите (запишите) буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу.

 

 

 

 

4.Упражнения на развитие зрительного анализа и синтеза

«Вставь букву в слова»

Цель: развитие языкового анализа, формирование смыслоразличительной роли буквы (меняем одну букву, изменяется слово)

Оборудование: карточки со словами

Инструкция: вставь пропущенную букву.

А) Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись:

Л__ПА, Л__ПА, Л__ПА.

http://pandia.ru/text/78/353/images/image002_25.jpg

Вставьте разные согласные, чтобы слова не повторялись: __ОДА, __ОДА, __ОДА.

Б) Добавьте букву, чтобы получилось новое слово: кот(р) – крот, стол(в) – ствол.

В) Замените подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох) и др.

«Составь слова из букв»

Цель: развитие зрительного синтеза.

Оборудование: картинки со словами.

Инструкция: из предложенных букв составьте слово, проверьте себя, отыскав  правильное изображение на картинке.

http://pandia.ru/text/78/353/images/image003_22.jpg

«Составь  предложения»

Цель: развитие звукового анализа и синтеза, а также развитие слуховой памяти.

Оборудование: картинки с изображениями.

Инструкция: по первым звукам слов-названий картинок составьте слова, а затем предложения, запишите их.

http://pandia.ru/text/78/353/images/image005_26.gif

«Составь слово из слогов»

Цель: развитие зрительного анализа и синтеза и пространственных представлений.

Оборудование: картинки с изображениями.

Инструкция: найдите и соедините рыбок так, чтоб получились слова, запишите их. Ответьте на вопросы:

-  Сколько рыбок плывёт влево? Сколько вправо?

-  Назовите орфографические правила, которые встречаются в словах.

-  Каких рыбок можно поменять местами? (чай-ка, А-чай).

http://pandia.ru/text/78/353/images/image006_14.jpg

 

«Подбери слово»

Цель: развитие навыка слогового анализа и активизация словаря.

Инструкция: Подберите слова на заданный слог (или с данным слогом), усложнить задание, сказав, что слово должно состоять из 2(3 слогов.)

Например, за…(2) – замок, забор; ку… (3) – кукушка, курица, купался.

5.Упражнения на формирование пространственного восприятия и представлений.

«Ориентировка в схеме собственного тела»

Цель: учить ориентироваться в схеме собственного тела.

Инструкция: поднимите левую (правую) руку, покажите правую (левую) ногу, глаз или ухо, правой рукой возьмите себя за левое ухо и т.д.

 

«Разноцветные клеточки»

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве.

Оборудование:  поля из клеток на отдельных листах бумаги по количеству учащихся.

Инструкция: на чистом поле листа бумаги необходимо закрасить клеточки так, как диктует ведущий. Например: «Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом».

Поле для ведущего

http://festival.1september.ru/articles/513391/img3.gif

Игра «Пчелка»

Цель: на развитие внимания, ориентирование в пространстве листа, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ»; также данная игра поможет сформировать у ребенка образ слова.

Оборудование: листы бумаги с полем (на котором нарисованы буквы).

Инструкция: выполняйте  инструкции ведущего, вы получите буквы, которые необходимо собрать в слова.

«Копирование точек»

Цель: развитие ориентировки в пространстве листа бумаги.

Оборудование: листы бумаги

Инструкция: посмотрите на  группы точек расположенных в строчках,  и скопируйте их на свободной строчке справа от образца. Расскажите, как расположены в пространстве эти точки.

http://logopedik.ucoz.com/img/image160.gif

 

 

 

«Собери узор из кубиков»

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов в горизонтальной плоскости и развитие умения самостоятельного употребления предлоги.

Оборудование: по 9 кубиков из набора Б.Никитина для одного ребёнка, карточки – ориентиры по количеству учащихся и пустые поля из клеток 3x3 (площадь клетки должна соответствовать площади грани кубика).

Инструкция: упражнение выполняют по два человека. Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 9 кубиков различных цветов, а его партнёру по игре – пустое поле из девяти клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу стоит белый кубик»).

http://festival.1september.ru/articles/513391/img4.gif

«Ромб»
Цель: совершенствовать оптико-пространственные представления (умение быстро ориентироваться по сторонам: слева — справа, вверху — внизу), развивать звукобуквенный и сло­говой анализ и синтез.
Оборудование: картинка с изображение ромба.

Инструкция: выполняй все инструкции логопеда. Найдите верхний ромб, укажите на букву слева. Найдите правый ромб, в нем назовите букву посередине. Мысленно проговорите полученный слог (или буквосочетание, если это два согласных). Найдите левый ромб, укажите букву снизу, присоедините ее к тому, что получилось ранее. Какое слово у вас http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/104/103622/103622_html_731c2896.pngполучилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Шифровка"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие оптико-пространственных представлений, формирование графических образов букв.

Инструкция:

Ребенку дается шифр тех букв, при воспроизведении которых он совершает ошибки, например, пары смешиваемых букв:

- "д" — ↓              "б" — ↑

- "п" — //             "т" — ///

- "з" — ←            "е" — →

Шифр демонстрируется на доске некоторое время, затем доска закрывается. Ребенок должен списать в тетрадь предложения, "проблемные" буквы в которых заменены шифром. Например:

- ↑а↑ушка лю↑ит со↑ирать гри↑ы. ↓е↓ушка у↓ит ры↑у. На ↓у↑е растут желу↓и. В зоопарке ↑ыли зе↑ры, о↑езьяны, ↑егемот и кроко↓ил.

- //аша рисуе/// ///анк. //е///р был на прогулке в //арке. Он //ринес ве///ки ///о//оля.

6. Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза.

«У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование: картинки по разным лексическим темам.

Инструкция: после показа логопедом карточки и её называние. Поднимите сигнальную карточку, если услышишь в названии заданный звук. На более поздних этапах  логопед, молча, показывает картинку

«Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Инструкция: определите, какой звук  чаще всего слышался.

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

«Будь внимателен»

Цель: узнавать звук на слух в начале слова под ударе­нием.
Инструкция: логопед читает слова,  поднимите карточ­ку с изображением начальной гласной буквы слова.

Окунь, узел, иглы, адрес, ожил, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, изредка, утро, остров, игры, устный, ослик, атлас, орден, угол, издали, аист, этот.

«Буква-путешественница»
Цель: учиться определять наличие звука в словах, учиться определять место звука в слове, запоминать буквы.

Оборудование: картинки с изображением вида пассажирского транспорта, разделенного  три части - условно начало, середина и конец пассажирского салона.

Инструкция: определите заданный звук в слове (в начале, в середине, в конце).

Учим буквы играя с картинками

 

 

«Собери слово»

Цель: развитие фонематического синтеза.

Инструкция: логопед произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам: [м’], [а], [ч’]. Назовите, какое слово произнес логопед. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется.

 

«Путаница»

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

А) Инструкция: составьте слова из слогов, предъявляемых на слух. Для этого необходимо удержать в памяти слоги, поменяв их местами, например, ки, ру (руки), вы, сли (сливы), неть, чер (чернеть).

Б) Инструкция: послушайте стихи, выделяя последний слог последнего слова каждой строчки (будет сделана пауза); если  соедините все слоги, получится ответ на вопрос:

Эй, держи, хватай! В лесу ловят рыжую лису.

Шум и гам. Народу тьма. Громче всех кричит Фома.

Он без куртки, без пальто. Вместо шапки решето.

Из оврага, где ольха, слышны крики петуха.

Изловить лису неплохо, да мешает …(суматоха).

 

«Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал:картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

  1. Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза

«Сосчитай-ка»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Инструкции: послушайте слова, назовите гласные звуки и опре­делите количество слогов в слове.

«Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе

Оборудование: мяч

Инструкция: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит назвать слово полностью.

 

Ребёнок

Логопед

Ребёнок

 

Бу

Бу

Бу

Бу

кет

фет

тон

бен

Букет

Буфет

Бутон

Бубен

 

 

«Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.

Оборудование: материал со слогами на тонированной бумаге.

Инструкция:  из предлагаемых слогов выложите слово.

http://festival.1september.ru/articles/616476/img6.jpg

«Цепочка»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух-,трёхсложные слова.

Оборудование: карточки с разделенными на части картинками и словами.

Инструкция: выложите цепочку слов по типу домино.

Изображение

"Пирамида"

Цель: развитие слогового анализа и синтеза и расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Инструкция: воспроизведите по памяти "пирамиду" из слов с различным количеством букв. Время экспозиции плаката с "пирамидой" составляет 20-30 секунд.

Изображение

 

«Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Цель: развивать умение делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Инструкция: Логопед  бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

«Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез

Оборудование: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.

Инструкция: из общего количества выберите слоги и расставьте их в нужном порядке.

http://festival.1september.ru/articles/616476/img8.jpghttp://festival.1september.ru/articles/616476/img9.jpg

«Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.

Оборудование: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.

Инструкция: из общего количества слогов выложите как можно больше вариантов слов.

http://festival.1september.ru/articles/616476/img10.jpghttp://festival.1september.ru/articles/616476/img11.jpg

«Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.

Оборудование: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами.

Инструкция: а) подберите схемы к картинкам; б) подберите  картинки к схемам.

«Составь слово»

Цель: учить детей образовывать сложные слова.

Инструкция: предварительно взрослый знакомит ребенка с примерами сложных (двух основных) слов, объясняя их значение. Например: острозубый – тот, у кого острые зубы;  тяжеловесный – то, что имеет тяжелый вес. Прослушай предложения и закончи их по образцу  (образование сложных слов).

Пример: У козочки серые глаза – она  сероглазая.

У  киски зелёные глаза – она...

У Сони светлые волосы – она ...

У Кости рыжие волосы – он...

У Зои круглое лицо – она...

У Володи широкие плечи – он…

У слонёнка толстая кожа – он...

У зайки коротенький хвостик – он…

У крокодила острые зубы – он...

У пеликана длинный нос – он...

У цапли тоненькие ножки – она…